Магические практики противостояния властям на Северо-Западе в письменных источниках XVII–XVIII веков и в фольклоре

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.34680/Caurus-2024-3(2)-9-20

Ключевые слова:

Северо-Запад России, заговоры, колдовство, верования, обряды, суд, власти

Аннотация

В статье рассматриваются тексты колдовских заговоров «на власть, на суд», «на подход», зафиксированных в рукописях и фольклоре. Целью этих заговоров было получение расположения судей и начальства с целью извлечения выгоды или избегания неприятностей. Выделяются такие механизмы желаемого воздействия, как 1) «укротить и умирить» или «обуздать», 2) вызвать радость от прихода актора; 3) вызвать любовь; 4) подчинить, 5) ограничить желание властей или судьи причинить вред, 6) лишить власти или судью речи. Фиксируются обряды, дополняющие заговоры. Анализируются перечни воображаемых адресатов заговора, в которые входили следуют «цари» «царицы», «царевичи», «царевны», «короли», «королицы», «патриархи», «митрополиты», «архиепископы», «епископы», «игумены», «архимандриты», «диаконы», «все священники», «князья», «княгини», «бояры», «боярыни», «вельможи», «приказные люди/служители», «дьяки и поддьяки», «судiи», «властелин» и др. Оценочные характеристики представлены словами ««супостат», «враг», «сопротивник», «лихой человек». Перечень социальных категорий, на воздействие на которых нацелены заговоры «на власть, на суд», условен и местами архаичен. Упоминания государя и государевых людей в текстах делало применение данных заговоров и хранение рукописей особенно опасным для их владельцев. Механизм предполагаемого воздействия рассматриваемых заговоров основан на магии подобия. Анализ заговорных текстов показывает, что акторы уверены в том, что исход управленческих или судебно-процессуальных действий на значительную долю зависел от расположения представителя власти и от удачи. Заговоры «на власть, на суд» предстают типичным примером «протеста слабых», которые, не будучи готовы к открытому бунту, тем не менее, пытались воздействовать на власть вне правового поля.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Ю. В. Колпакова, Псковский государственный университет (ПсковГУ), Псков, Россия

кандидат исторических наук
e-mail: pskov-sova@mail.ru

 

Библиографический список

Восточнославянские заговоры: Материалы к функциональному указателю сюжетов и мотивов. Аннотированная библиография (2005). Авторы-составители Т. А. Агапкина, А. Л. Топорков. М.: «Индрик», 2014. 320 с.

Ефименко П. С. (1878). Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии, собр. П. С. Ефименком. Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии; т. 30. Труды этнографического отдела Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. Книга V. Вып. 2. М.: Типолитография С. П. Архипова и Ко. 276 с.

Ефименко П. С. (1884). Попытка околдовать волостной суд. Киевская старина. Т. 8. № 3. С. 508–509.

Ефименко П. С. (1886). Околдование начальства. Киевская старина.
Т. 15. № 5. С. 175–178.

Забылин М. М. (1880). Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., Издание книгопродавца М. Березина. 615 с.

Магические практики севернорусских деревень: заговоры, обереги, лечебные ритуалы. Записи конца ХХ —начала XXI века. (2020). В 2 т. Т. 1: Архангельская коллекция / Сост. С. Б. Адоньева, А. В. Степанов; вступ. статья С. Б. Адоньевой; коммент. А. В. Степанова, подг. текстов А. В. Степанова, А. Ю. Цветковой, А. А. Гавриленко; под общ. ред. С. Б. Адоньевой. СПб.: Пропповский центр. 704 с.

Магия слова. Заговор. По материалам фольклорного архива Новгородского государственного университета (2006). Сост. О. С. Бердяева. Великий Новгород: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого. 99 с.

Майков Л. Н. (1869). Великорусские заклинания. Санкт-Петербург Типография Майкова.164 c.

Михайлова Т. В. (2002). Правовая база русских колдовских процессов второй половины XVIII века и её специфика.

Антропология. Фольклористика. Лингвистика: сб. ст. СПб. Вып. 2.
С. 170–193.

Михайлова Т. В. (2004). «Волшебные книшки» и «суеверные писма»: заговоры в составе колдовских дел. Studia Ethnologica: Труды Факультета этнологии. СПб. Вып. 2. С. 174–200.

Русские заговоры из рукописных источников ХVII — первой половины ХIХ в. (2010). Составление, подготовка текстов, статьи и комментарии А. Л. Топоркова. М.: Индрик. 832 с.

Русские заговоры Карелии (2000). Составитель Т. С. Курец. Петрозаводск. 276 с.

Топорков А. Л. (2001). О рукописи Г. Д. Книголюбова. Рукописи, которых не было. Подделки в области славянского фольклора. Составители: Т. Г. Иванова, Л. П. Лаптева, А. Л. Топорков. Москва: Ладомир. С. 352–389.

Топорков А. Л. (2005). Заговоры в русской рукописной традиции ХѴ–ХІХ вв.: История, символика, поэтика. М.: «Индрик». 480 с.

Топорков А. Л. (2005). Мотив «чудесного одевания» в русских заговорах XVII-XVIII вв. Заговорный текст. Генезис и структура: сборник научных статей. Ред. Л. Г. Невская, Т. Н. Свешникова. Москва: Индрик.
С. 143–174.

Топорков А. Л. (2007). Номинация ЦАРЬ и персонажи-«цари» в русских заговорах XVII–XIX вв. Вопросы ономастики. №. 4. С. 67–82.

Шереметев П. (1902). Зимняя поездка в Белозерский край. М., Синодальная типография. 180 с.

Щуров И. (1867). Знахарство на Руси. Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Октябрь-Декабрь. Книга IV. С. 159–160.

Яцимирский А. И. (1913). К истории ложных молитв в южнославянской письменности. Известия Отделения русского языка и словесности императорской Академии наук. Т. 18. № 4. С. 85–91.

Загрузки


Просмотров аннотации: 187

Опубликован

2024-06-30

Как цитировать

Колпакова, Ю. В. (2024). Магические практики противостояния властям на Северо-Западе в письменных источниках XVII–XVIII веков и в фольклоре. Caurus, 3(2), 9–20. https://doi.org/10.34680/Caurus-2024-3(2)-9-20

Выпуск

Раздел

Статьи